Главная \ Мои публикации \ "Современный предприниматель"

"Современный предприниматель"

"Современный предприниматель" №2 ноябрь 2006 года

Это довольно старая статья, и на данный момент во многом не актуальная, поскольку милиция ныне именуется полицией. Но в некоторых аспектах она все еще полезна. 

СП стр 1 СП стр 2

СП стр 3 СП стр 4

Изображения еще крупнее

страница 1, страница 2, страница 3, страница 4


Источник - сайт журнала

Лев Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Закон о развитии малого бизнеса

С практической точки зрения

Опубликовано в журнале "Современный предприниматель" № 10 (октябрь 2007 года)

С 1 января 2008 года вступит в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон). Тот ли это документ, который нужен бизнесменам?

Безосновательная поддержка

Большинство коммерсантов отнеслись к новинке с опаской. Лучшая помощь для предпринимателя, чтобы его меньше дергали проверками, снизили налоговое бремя, упростили отчетность, устранили излишнюю регламентацию в расчетах, дали возможность самостоятельно выбирать систему налогообложения. Ни одна из озвученных проблем не решается.

Из первой же статьи видно, что новый документ - это не закон о развитии предпринимательства.

Лучшая помощь для бизнесмена - уменьшение количества проверок, снижение налогового бремени, упрощение отчетности, дополнительные гарантии прав от чужого вмешательстваЭто закон, который, во-первых, упорядочивает взаимоотношения между чиновниками и коммерсантами. Во-вторых, предполагает создание структур для контроля за средствами, направляемыми на поддержку предпринимателей, через искусственно создаваемых посредников (координационные советы, комиссии и проч.). Мне кажется, что Закон предназначен для облегчения жизни самих чиновников, но не предпринимателей.

Само понятие «закон» означает, что это не просто нормативный акт, а документ, обладающий после Конституции высшей юридической силой, то есть его исполнение обязательно для всех. Неисполнение влечет неблагоприятные последствия, правда они также должны быть оговорены. Если ответственность не прописана, на практике нормы или не действуют вовсе, или действуют по желанию и усмотрению чиновника. То же произойдет, когда нормы носят бланкетный характер, то есть либо отсылают к другим документам, либо в законе даются различные «поручения».

Таблица 1. Акты, которые должно подготовить правительство для исполнения Закона

№ п/п Регулируемый вопрос Статья закона
1 «выручка от реализации товаров...не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории... предпринимательства» пункт 3 части 1 статьи 4 Закона
2 «Предусмотренные пунктом 3 части 1... предельные значения выручки от реализации товаров... устанавливаются Правительством... один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» пункт 3 статьи 4 Закона
3 «...Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации» часть 4 статьи 5 Закона
4 «Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства..., пользования указанными реестрами устанавливаются Правительством Российской Федерации» часть 4 статьи 8 Закона
5 «Средства ... предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» часть 2 статьи 17 Закона

Небольшой перечень того, без чего Закон работать не сможет и что к 1 января 2008 года, говоря языком нового документа, обязано «установить» или «определить» правительство, приведен в таблице 1. Если не появится хотя бы один из названных актов, Закон станет «виртуальным». Мне кажется, что количество поручений свидетельствует о бумажном вале, который захлестнет и чиновников, и предпринимателей. Учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и стоимости активов, данные о численности, информация для сплошного и выборочного статистического наблюдения, «презентационные» материалы на получение помощи, отчетность по расходованию этой помощи. И это все, учитывая специфику взаимоотношений бюджетов, не в единственном экземпляре.

Претенденты на поддержку

Статья 4 регламентирует критерии для отнесения бизнесмена в категорию малого или среднего (таблица 2). Однако авторы написали ее таким языком, что микропредпринимателю (то есть тому, у кого численность работников не превышает 15 человек) понадобится немало времени, чтобы понять ее общий смысл, а затем потратить время на изучение бухгалтерского учета. Непонятно почему бизнесмен, который работает, предположим, на патенте, должен высчитывать и отчитываться за «выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов». Жаль тонны бумаги, которые в виде пустых бланков будут кочевать по «реестродержателям» и инспекциям. 

Таблица 2. Критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого предпринимательства

№ п/п Критерий Значение
1 Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает:  

микропредприятия 15 человек

малые предприятия до 100 человек включительно

средние предприятия от 101 до 250 человек включительно
2 Выручка от реализации без НДС или стоимость активов (основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год Предельные значения должны быть разработаны Правительством РФ

Второй момент - все упомянутые в Законе показатели правительство будет менять на основе данных статистики. Думаю, на практике, что было уже не раз, это приведет к изменениям «правил игры» в угоду фискальным интересам, а вовсе не в пользу бизнеса.

Кроме того, в силу объективных причин, данные статистического наблюдения не носят абсолютно достоверный характер. Речь идет не о погрешности исследования, хотя ее тоже нельзя сбрасывать со счетов. Предприниматели не всегда представляют сведения, запрашиваемые чиновниками, опасаясь нежданных визитов не только инспекторов, но и других охотников до чужого бизнеса. Кстати, Закон о таких проблемах умалчивает и дополнительных гарантий прав от чужого вмешательства не дает. А ведь это основа развития малого предпринимательства. Ничего не сказано и о поддержке коммерсантов в социальной сфере.

Не исключено, что угрозой для нормальной работы станет часть 3 статьи 5 Закона. В ней говорится о выборочных статистических наблюдениях, которые проводятся «путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности». Из такой формулировки следует, что у предпринимателей неожиданно может появиться обязанность сдавать дополнительную отчетность (исключение - микропредприниматели), а термин «обследование» можно толковать не только как сбор данных, но и как осуществление проверок.

Без сомнения, Закон преследует благие цели. Они перечислены в статье 6 Закона: содействие бизнесменам, обеспечение конкурентоспособности, условий для развития и т. п. Однако, в статье 7 есть одно слово, способное все свести к нулю. Закон не обязывает, а только разрешает применять различные меры, направленные на поддержку бизнеса. Так, региональные законы могут содержать положения направленные на достижение обозначенных выше целей, но могут и не содержать. Все это означает, что предписания рассматриваемого документа исполнять необязательно. Также, например, в статье 23 о поддержке ремесленной деятельности говорится, что «органы государственной власти... вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности». Вправе, но не обязаны.

Масштабы идеи

Отдельные положения статьи 8 о ведении реестра получателей помощи поразили затратной емкостью. Оказывается, чтобы вести список претендентов на субсидии нужно решить массу сложнейших задач.

Закон носит больше декларативный, чем практический характер. Решение вопросов отдано на усмотрение местных властей. Ответственности за неисполнение норм не установленоВ частности, разработать «требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Впечатление, что понадобится не одна экспертиза, разработка новых баз данных, принципиально новых сверхмощных компьютеров. Для сведения, аналогичные реестры имеются в любой бухгалтерской программе. Кстати, интересен вопрос об открытости информации реестра. Любой желающий сможет узнать о виде, форме, размере предоставленной поддержки за три прошедших года. Комментарии здесь излишни.

По странной традиции, перечень полномочий по вопросам развития предпринимательства уменьшается по направлению от федеральных властей к местным (ст. 9 -13 Закона). Теоретически, должно быть наоборот. За исключением финансирования и контроля за исполнением целевых программ, все остальные вопросы должны решаться на местном уровне.

Наверняка для исполнения Закона будут созданы различные комиссии, координационные советы. Тем более их появление допускается статьей 13 Закона.

Правда аналогичные структуры существуют и сегодня, играя определенную роль не столько в развитии предпринимательства, сколько в сборе средств. Есть опасение, что Закон поможет развитию не предпринимательства, а паразитирующих на бизнесе дельцов всех мастей и рангов. Причина тому - перечень объектов инфраструктуры по поддержке бизнеса (ст. 15 Закона): центры и агентства по развитию, государственные и муниципальные фонды, гарантийные фонды, фонды поручительств, закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инкубаторы, центры ремесел, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта, лизинговые компании и иные организации. Тем более, в тексте Закона говорится о поддержке не только малому бизнесу, но и предприятиям, образующим инфраструктуру.

Виды помощи

Закон, помимо льготного кредитования, предусматривает выдачу субсидий, государственных гарантий. Конкретные формы поддержки, условия предоставления определяются властями по их усмотрению. В Законе упоминаются иные виды помощи.

Так, решение вопроса об имущественной поддержке вызывает недоумение. В статье 18 сказано, что она осуществляется путем передачи коммерсантам государственного или муниципального имущества, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины и проч.

Если правительство не выполнит поручения, которые оговариваются Законом, документ окажется «виртуальным»Названное передается за плату, на льготных условиях либо безвозмездно. Непонятно кто, на каких основаниях и за счет каких средств передаст предпринимателю все названное. Еще интересно, сколько реально будет стоить такая «безвозмездная основа» и в чей карман станут уходить деньги? Скольким предпринимателям будут доначислены налоги за безвозмездное пользование нежилыми помещениями, усматривая в этом скрытую экономическую выгоду?

Кроме того, предполагается оказывать консультационную поддержку (ст. 20 Закона), для чего создадут государственные консультационные организации. Также предполагается информационное обеспечение (ст. 19 Закона) - на сайтах ведомств будет представлена информация.

После прочтения Закона, многие предприниматели не только не поняли, в чем заключается поддержка, они высказывают опасения, что документ усложнит работу. Новые критерии малого и среднего бизнеса, отсутствие четких нормативов, возможные финансовые санкции со стороны инспекторов в случае превышения критериев. К сожалению, Закон носит более декларативный, чем практический характер и не обязателен к исполнению, относя решение вопросов на усмотрение чиновников. Никакой ответственности за его неисполнение нет.
Лев Лялин
Адвокатура, юридические услуги Адвокат Лев Лялин г. Москва