Главная \ "Вредные" советы \ Энциклопедия заблуждений \ Энциклопедия заблуждений: Всегда ли можно заменить административный штраф субъектам малого и среднего предпринимательства?

Энциклопедия заблуждений: Всегда ли можно заменить административный штраф субъектам малого и среднего предпринимательства?

Энциклопедия заблуждений:

Всегда ли можно заменить административный штраф субъектам малого и среднего предпринимательства?

 

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, вступившим в силу 04.07.2016, КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), а также их работникам даже, если предупреждение как вид возможного взыскания не предусмотрен конкретной статьей КоАП РФ или регионального законодательства.
При этом замена штрафа на предупреждение - это право, а не обязанность того органа, который рассматривает дело по существу и принимает решение о назначении справедливого наказания. То есть в каждом конкретном деле суд или административный орган могут прийти к убеждению, что назначение наказания в виде штрафа является более адекватным с точки зрения балансов частных и публичных интересов. Сам по себе статус субъекта МСП (и даже совершение проступка впервые) еще не является достаточным основанием для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение (постановления Второго ААС от 04.08.2016 N 02АП-5531/16, Семнадцатого ААС от 03.11.2016 N 17АП-14631/16, Седьмого ААС от 27.10.2016 N 07АП-8730/16, Четырнадцатого ААС от 12.09.2016 N 14АП-6154/16, Двенадцатого ААС от 27.10.2016 N 12АП-10502/16).
Коротко о сути.
В Кодекс об административных правонарушениях внесены особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, как осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и юридических лиц, их работников и должностных лиц.
Изменения предполагают замену наказания в виде штрафа предупреждением даже в случае, если ответственность в виде предупреждения не предусмотрена соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях
Замена штрафа предупреждением возможна, если правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) (муниципального контроля), было совершено впервые.
При этом должны отсутствовать факты:
- причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
- угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинения имущественного ущерба.
Например, на смягчение ответственности могут рассчитывать субъекты малого и среднего бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность без лицензии (в тех случаях, когда получение лицензии является обязательным), нарушившие требования и условия, предусмотренные лицензией или техническими регламентами, производящие в целях сбыта или реализующие товар, содержащий незаконное воспроизведение чужого товарного знака, нарушившие правила и нормы технической эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства*(11).
При определенных обстоятельствах замена штрафа предупреждением невозможна. Это ситуации, когда лицо:
- злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке*(12);
- манипулировало ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии*(13);
- заключало ограничивающие конкуренцию соглашения, осуществляло ограничивающие конкуренцию согласованные действия или координацию экономической деятельности*(14);
- занималось недобросовестной конкуренцией*(15).
Кроме того, изменение наказания невозможно в случаях:
- неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации*(16);
- невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль*(17);
- непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения*(18);
- подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта*(19);
- а также в ряде других случаев, исчерпывающий перечень которых представлен в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях.
В заключение отметим, что при разработке рассмотренных выше поправок создатели исходили из принципа добросовестности. Изменения позволяют учитывать интересы субъектов малого и среднего предпринимательства без ущерба для деятельности контрольно-надзорных органов.
Предполагается, что замена штрафа предупреждением сопоставима с допущенным нарушением обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, степенью вины лица, наступившими последствиями, а также с учетом исполнения предписания органа государственного контроля (надзора) (органа муниципального контроля) об устранении нарушений.
Общие условия для замены субъекту МСП штрафа на предупреждение таковы (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ):
1. Правонарушитель действительно должен являться субъектом малого или среднего предпринимательства, либо работником такого лица (если речь идет о проступках, совершенных ими в связи с исполнением своих трудовых обязанностей).
2. Получить предупреждение можно только за впервые совершенное правонарушение. Впервые - не обязательно первый раз за всю историю существования. "Впервые" может быть даже в случае, если за подобное нарушение субъект МСП уже привлекался ранее к административной ответственности, но для него уже истек специальный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот срок составляет полный календарный год после окончания исполнения постановления об административном наказании (ст. 4.6 КоАП РФ). Например, если в прошлый раз за правонарушение был назначен штраф, то нарушитель находится в статусе "наказанного" еще год после уплаты штрафа. Правонарушение, выявленное в течение этого года, будет являться повторным (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, абз. 8 письма ФНС России от 08.12.2016 N ОА-4-17/23483@). Однако это правило действует только в отношении однородных правонарушений (то есть имеющих единый родовой объект посягательства, например, ст. 14.7 и ст. 14.8 КоАП РФ (обман потребителей и нарушение иных потребителей), см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Неоднородные правонарушения (например, в сфере пожбезопасности и миграции) не влияют на повторность. Иногда суд презюмирует "дебют" правонарушителя, если административным органом не доказано иное
3. В деле должны усматриваться обстоятельства, установленные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (это общие условия, при которых разрешается выносить предупреждение, если таковое предусмотрено как вид наказания за конкретное правонарушение):
- отсутствие имущественного ущерба, причиненного правонарушением;
- отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В действительности, это самое сложноисполнимое условие применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, и именно об него "спотыкается" большинство желающих заменить внушительный административный штраф предупреждением.
Разумеется, в некоторых сферах наличие "угрозы причинения вреда" как результата правонарушения вполне ожидаемо. К таким, например, можно отнести правонарушения:
- совершенные в сфере здравоохранения
- совершенные в сфере оборота пищевой продукции
- совершенные в сфере оборота зерна
- совершенные в сфере оборота алкоголя,
- совершенные в природоохранной сфере
Доводы об отсутствии вреда или угрозы его причинения можно дополнительно подтвердить, например, документами об устранении нарушения, о привлечении к дисциплинарной ответственности своих работников, которые непосредственно допустили вменяемое нарушение (постановление Третьего ААС от 13.10.2016 N 03АП-5277/16).
4. Правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. При этом ст. 4.1.1 КоАП РФ не содержит ссылок на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следовательно, условия ст. 4.1.1 КоАП РФ соблюдаются, даже если правонарушение выявлено в ходе такого государственного надзора (контроля, муниципального контроля), к которому нормы закона N 294-ФЗ не применимы (постановление Одиннадцатого ААС от 20.10.2016 N 11АП-13532/16); следует отметить, однако, что иные суды придерживаются противоположного мнения (решение Нижегородского областного суда от 25.08.2016 по делу N 7-888/2016).
В частности, по поводу прокурорских проверок следует признать, что прокурорский надзор, хоть и выделен в особый вид государственного надзора, но все-таки является государственным надзором в смысле требований ст. 4.1.1 КоАП РФ, поэтому правонарушения, выявленные во время прокурорской проверки, считаются выявленными в ходе государственного надзора.
Лев Лялин
Адвокатура, юридические услуги Адвокат Лев Лялин г. Москва